В конце XV — XVI в. в ВКЛ появляется новый жанр изобразительного искусства:
В конце XV — XVI в. в ВКЛ появляется новый жанр изобразительного искусства:
Укажите название древнего славянского праздника, который был посвящен зимнему солнцестоянию:
Против распространения униатства на территории ВКЛ выступил(-и):
Определите правильное утверждение:
Определите правильное утверждение:
Определите одну из причин кризисных явлений в экономике БССР во второй половине 1970-х — первой половине 1980-х гг.:
Определите задачи новой экономической политики (нэп), которая проводилась в БССР с 1921 г.:
а — ликвидация товарного голода в стране
б — использование частных средств для восстановления хозяйства
в — проведение сплошной коллективизации сельского хозяйства
г — национализация всех средств производства
Определите одну из характерных черт белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики:
Установите последовательность событий:
А — начало сплошной коллективизации в БССР
Б — второе укрупнение территории Беларуси
В — начало политики белорусизации
Г — воссоединение Западной Беларуси с БССР
Определите особенность партизанского и подпольного движения на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны:
Установите последовательность событий, которые происходили в XVII—XVIII вв.:
А — Северная война
Б — первый раздел Речи Посполитой
В — крестьянское восстание на Каменщине
Г — казацко-крестьянская война
В ходе работы Всебелорусского съезда (декабрь 1917 г.) делегатами принято решение о:
Определите правильное утверждение:
Территория, которая отошла к Российской империи в результате третьего раздела Речи Посполитой, обозначена на карте цифрой:
Определите правильное утверждение:
Одним из направлений внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является:
Определите три характерные черты столыпинской аграрной реформы на территории Беларуси в начале ХХ в.
1) Перевод крестьян в категорию временнообязанных
2) создание крестьянских общин (громад) с выборным управлением
3) сохранение крупного помещичьего землевладения
4) введение хуторской системы хозяйствования
5) закрепление надельной земли в личную собственность крестьян
6) запрещение сдачи казенных имений в аренду
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 235.
Установите соответствие.
A) сообщества людей каменного века
Б) балтские племена
B) восточнославянские союзы племен
Г) категории зависимого населения
1) литва, ятвяги, курши
2) кривичи, дрeгoвичи, радимичи
3) первобытное стадо, родовая община, племя
4) холопы, смерды, закупы
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А2Б3В1Г4.
Установите соответствие.
А) акт Кейданской унии 1655 г.
Б) привилей великого князя Казимира 1447 г. только уроженцам Княжества
В) акт Кревской унии 1385 г.
Г) привилей великого князя Сигизмунда II Августа 1563 г.
1) передача государственных должностей и земель только уроженцам Княже
2) предоставление ВКЛ автономии под контролем Швеции
3) уравнивание в правах феодалов всех христианских конфессий
4) присоединение литовских, белорусских и части украинских земель к Короне Польской
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А1Б4В3Г2.
Установите соответствие.
A) защитник православия, автор произведения «Фринос»
Б) канцлер ВКЛ, член комиссии по подготовке Статута ВКЛ 1588 г.
В) архитектор, построил в Несвиже костел Божьего Тела
1) М. Смотрицкий
2) Я. М. Бернардони
3) М. К. Сарбевский
4) О. Волович
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться. Например: А3Б2B4.
Узнайте историческую личность и запишите только фамилию.
Родился в Пинском уезде, получил художественное образование в Париже, учился музыке у известного польского композитора Ф. Шопена. Художник-график, музыкант. Почти 25 лет путешествовал по Беларуси, Украине, Польше, Литве. Сделал более 1000 зарисовок мест и архитектурных памятников.
Узнайте историческую личность и запишите только фамилию.
Белорусский исследователь, занимался изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. Основал в родном городе первый в Беларуси исторический музей.
Установите соответствие.
А) принятие Декларации о вхождении Западной Беларуси в состав БССР
Б) второе укрупнение территории БССР
В) создание Союза Советских Социалистических Республик
Г) принятие третьей Конституции БССР
1) 1922
2) 1926
3) 1937
4) 1939
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв левого столбца. Например А2Б3В4Г1.
Установите соответствие между архитектурными памятниками, представленными на иллюстрациях, и стилями, в которых они созданы. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться. Например: А1Б4В2.
А | Б | В |
1) византийский стиль; 2) барокко; 3)ренессанс; 4) модерн.
Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АБГВ.
A) Битва на реке Немиге;
Б) поход князя Владимира Святославича на г. Полоцк;
B) начало княжения Глеба Всеславича в Менске;
Г) «византийское изгнание» полоцких князей.
Узнайте личность и запишите только фамилию.
Белорусский писатель, В своем творчестве обращается к событиям Великой Отечественной войны, древней истории Беларуси. За романы «Меч князя Вячко» и «След оборотня» получил Литературную премию имени И. Мележа (1987) и Государственную премию имени К. Калиновского (1990).
Установите последовательность событий:
1) начало осуществления сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР;
2) провозглашение независимости Белорусской Народной Республики (БНР);
3) первое укрупнение территории БССР;
4) подписание Рижского мирного договора.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 1234.
Органы местного самоуправления, введенные в Витебской, Могилевской и Минской губерниях в 1911 г., — это__________.
Ответ запишите словом в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении.
Выберите и запишите фамилию известного современного белорусского композитора:
Щемелев, Солтан, Савицкий, Ващенко.
Установите последовательность событий, произошедших в ВКЛ в середине XIII — первой половине XVI в.:
1) мятеж М. Глинского против верховной власти;
2) перенос Гедимином столицы в Вильно;
3) Грюнвальдская битва.
Установите последовательность событий. Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 123.
Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АБВГ.
A) Введение выборных земств в Витебской, Могилевской и Минской губерниях;
Б) создание в Минске милиции во главе с М. Фрунзе;
B) Нарочанская наступательная операция российских войск;
Г) начало Первой мировой войны.
Установите соответствие. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут не использоваться. Например: А2Б4В1.
А) один из лидеров Белорусской социалистической громады и основателей «Нашай нiвы»
Б) уроженец Слонимщины, создавший в своей деревне партизанский отряд в 1830-е гг.;
выступал за освобождение крестьян от крепостной зависимости и провозглашение Беларуси и Литвы демократической республикой
В) историк, этнограф, публицист, лидер либерально-демократического течения в западноруссизме
1) А. Луцкевич
2) В. Врублевский
3) М. Волович
4) М. Коялович
Определите характерные черты развития культуры белорусских земель в конце XIV – XV в.:
1) распространение ренессансной культуры;
2) появление панегирической литературы;
3) появление гравюры;
4) развитие иконописи на основе византийско-русских традиций;
5) основу литературы составляли религиозные произведения.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Прочитайте выдержку из записки, поданной Александру I.
«Часть Польши, присоединенная к Российской империи, составляла некогда отдельное самостоятельное владение — Литву... Жители его испокон веков... заботились о своих правах и были верны своим монархам, отличались мужеством и любовью к отчизне. Гордые своим происхождением, литвины... сохранили свои обычаи, свой гражданский кодекс, местное управление, свое войско, верховный суд... и даже сейм, собиравшийся по очереди в Варшаве и Гродно...
Я убежден, что если бы со времени присоединения к России забранных польских земель была из них образована одна провинция, сохранено имя Литвы и оставлены ее давние права и если бы из нее был создан отдельный край со своим управлением, но в качестве соединенного и включенного в состав Российской империи государства, то тогда иноземное влияние проникало бы туда с трудом».
Используя выдержку, определите правильные утверждения:
1) автор записки предлагает восстановить ВКЛ и предоставить княжеству автономию в составе Российской империи;
2) ВКЛ была предоставлена автономия в составе Российской империи в 1812 г.;
3) автор записки предлагает царю предоставить белорусским землям полную независимость;
4) целью восстановления ВКЛ было недопустить поддержки Наполеона помещиками западных губерний;
5) автор записки выступает за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
Распространение христианства оказало значительное влияние на развитие белорусских земель в X−XIII вв. Благодаря ему появилась А)__________. После крещения распространилась письменность на Б)__________языке. Установление христианства содействовало развитию В)___________отношений.
Слова:
1) скульптура
2) фресковая живопись
3) родовые
4) феодальные
5) старославянский
6) латинский
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Установите соответствие.
A) заключение Берестейской церковной унии
Б) начало интервенции Речи Посполнтой в Российское государство
B) создание Виленской иезуитской академии
1) 1579 г.
2) 1596 г.
3) 1609 г.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2ВЗ.
Вставьте в приведенном тексте на места пропусков подходящие по смыслу слова из предложенного списка. Выбирайте их последовательно, мысленно вставляя в нужной форме.
Генриховы артикулы А)___________власть короля в Речи Поснолитой. Право участия в управлении государством имело целое сословие — Б)___________, которое осуществляло свою власть через участие в В)___________.
Слова:
1) ограничивать
2) расширять
3) общий (вальный) сейм
4) магистрат
5) шляхта
6) мещане
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв верхнего ряда. Например: А1Б2ВЗ. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться.
Определите характерные черты развития БССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.
1) использование исключительно рыночных механизмов управления экономикой;
2) создание общественных организаций;
3) усиление роли коммунистической партии в жизни государства;
4) возникновение гражданских инициатив;
5) рост инфляции.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения, количество цифр в ответе в указанных заданиях может быть разным). Например: 12 или 123.